Китайский дворец в Ораниенбауме

Быть в блистательном Санкт-Петербурге и не посетить окрестный дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума, будет означать, что вы не познали и не вкусили этот город в полной мере. Ораниенбаум – это ожившая история Великой Империи, расцвета ее могущества и величия со всеми вытекающими из этого условиями. Дворцово-парковый архитектурный ансамбль Ораниенбаума – это восхитительная симфония династии Романовых, звучащая уже более двух столетий.

Торжественной частью этой симфонии по праву можно считать Китайский дворец, возведенный итальянским архитектором Антонио Ринальди по замыслу императрицы Екатерины II. Свою работу над проектом Дворца архитектор начал в конце 1762 года, а через шесть лет он был практически готов.

С чего стоит начать повествование о Китайском дворце? На ум сразу приходит пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И это действительно так. Как лаконично и кратко описать архитектурный шедевр, выполненный великим мастером своего дела в удивительно тонком и изящном архитектурном стиле рококо?

Для начала следует отметить, что Китайский дворец проектировался Екатериной II как летняя резиденция или, проще говоря, королевская дача. В первоначальном своем виде архитектурный комплекс был выстроен в один этаж. Каждое помещение Дворца было уникальным и неповторимым, имело свой собственный стиль и декор. Забегая чуть вперед, скажем, что сам по себе Китайский дворец не являл в те времена образец роскоши и излишней помпезности, присущий во многом екатерининской эпохе. Этот шедевральный архитектурный проект создан для ценителей истинного изящества с элементами утонченного восточного стиля и некой долей экзотики. Но изящный рококо ведь именно такой.

Дворец уютно расположился в юго-западной части всего дворцово-паркового комплекса «Ораниенбаум», на южном берегу Финского залива. В целом дворцовый комплекс состоял из 17 комнат, которые, как известно, не повторяли одна другую ни в чем. Дворец был условно поделен на следующие части.

Половина Павла, сына Екатерины II, будущего императора. Эта часть архитектурного ансамбля включала в себя Розовую гостиную, Будуар, Кабинет.

Далее следовала Парадная Анфилада, состоящая из Зала муз, Голубой гостиной, Большого зала, Стеклярусного кабинета, Большого и Малого Китайского кабинетов.

Следующая представлена Половиной Екатерины II. Здесь находятся Китайская опочивальня, Кабинет, Портретная.

Об уникальности архитектурных шедевров наглядно свидетельствует каждая комната ансамбля. Среди основных шедевров отдельно можно выделить Стеклярусный кабинет, расположенный в Парадной Анфиладе. Эта комната искусно декорирована двенадцатью стеклярусными панно, которые заключены в элегантные рамы с золотистой резьбой, имитирующие собой стволы деревьев – единение природы и человека. Вообще сама по себе идея иллюстрированных панно при помощи стекляруса (особый вид молочного стекла) и синели (шелк) – это уже заявка на уникальность, утонченность вкуса и самобытность. На панно изображены дивные творения природы – невиданной красоты птицы, чудесные бабочки, кроны деревьев. Здесь все настолько гармонично и эстетично, что невольно аж захватывает дух, и ты начинаешь в полной мере ощущать силу настоящего искусства.

Бесконечно долго можно описывать основные и вспомогательные помещения Китайского дворца в Ораниенбауме. Здесь все сплошь великолепие и неповторимость. Большой (овальный) зал дворца служил для особых торжественных приемов и церемониала, он сразу же заставляет прочувствовать свое величие высотой пространства, строгими колоннами и, по сравнению с другими комнатами, официальным и сдержанным убранством декора. Строгие своды колонн восходят к потолку с грандиозной лепниной из ветвей деревьев, гирлянд цветов, поющих птиц.

Большой китайский кабинет прославился не только своим внутренним убранством, но и знаменитым бильярдным столом эпохи Петра I. Считается, что история бильярдного спорта в России ведет отсчет с начала 18 столетия, и именно бильярдный стол, хранящийся в Большом китайском кабинете, является как бы основоположником увлечения дворянства увлекательной игрой в бильярд. Есть версия, что данный стол был сделан по заказу для самого императора Петра I.

К слову сказать, не только внутренняя отделка комнат Дворца являет собой исключительную уникальность. Дело в том, что каждый предмет интерьера – мебель, фарфор, светильники, плафоны представляют собой историко-культурную ценность и несут большую эстетическую нагрузку. Чего стоит только отреставрированная буквально по крупицам мозаичная консоль Императрицы Екатерины II! А японские вазы 18-го века! К большому сожалению, за длительные годы известных исторических событий основная часть экспонатов была либо утеряна, либо вывезена за пределы России. В настоящий момент что-то удается возвращать в залы Дворца, что-то восстанавливать по имеющимся фотографиям начала 20-го столетия. Это очень длительный и кропотливый труд.

Особую ценность являет собой напольное покрытие комнат Дворца – уникальный паркет, уложенный по особой технологии с использованием нескольких технических способов укладки, а также имеющий в своей основе множество редких пород деревьев – от исконно русских клена, дуба, березы, липы, сосны, груши, яблони, ольхи, до заморских самшита, розового и красного сандалового дерева, тиса, туи и т.п. Техника укладки являла собой комбинаторику с элементами резьбы, выжигания и подкуривания. А основа паркетного рисунка – все те же мотивы природы в естественном единении с человеком.

Китайский дворец не оставит равнодушным к себе ни одного посетителя. С 1990 года этот шедевр архитектуры включен в список наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время для посетителей открыто семь экспозиционных залов – Стеклярусный кабинет, Зал муз, Большой зал, Голубая гостиная, Розовая гостиная, Гардеробная и Большая антикамера. Остальная часть помещений находится в процессе проведения реставрационных работ.

Со следующего года планируется начало работ по реставрации Половины Екатерины II.

Следует также учитывать, что принять посетителей Дворец может только с конца мая по конец сентября. Исходя из этого, планировать свое путешествие в великолепный Санкт-Петербург с посещением дворцового ансамбля Китайского дворца будет уместно именно в этот период времени.